Главная -> Блоги -> Жизнь без вещей: 5 причин захламления от Канэко Юкико
  • ,

Жизнь без вещей: 5 причин захламления от Канэко Юкико

Сейчас в Японии набирают популярность книги на тему улучшения повседневной жизни: организации гардероба, усвоении полезных в быту привычек, уборке, тысяче способов сэкономить в домашнем хозяйстве и т.п. Сегодня мы расскажем о Юкико Канэко, и ее книге «Жизнь без вещей: как освободить и сердце».
5 причин захламления: Сознательное потребление

Читайте также:
Как отказаться от лишних вещей и быть счастливым. Философия потребления
Как организовать хранение вещей. Организаторы пространства
9 способов уменьшить беспорядок на кухне
Минималисты на пути отказа от всего лишнего. 2 поучительные истории

Сэйрисэйтон (整理整頓), термин обозначающий в Японии наведение порядка и чистоты с избавлением от всего лишнего. В книжные бестселлеры регулярно попадают книги специалистов по уборке и порядку, помимо пробившейся к западному читателю Марии Кондо, это ТОМО (Ёсидзима Томоми), Принц Порядка (Кодзима Хироаки), Комацу Ясуси, Андо Эйко, Тацуми Нагиса и многие-многие другие.
Канэко Юкико Жизнь без вещей: Сознательное потребление
Конечно, не многие из нас знают японский, чтобы прочесть все эти книги в оригинале, но обзор книги Юкико Канэко мы можем сделать благодаря Марии, живущей в Японии, автора блога Глубокий массаж внутреннего бессознательного.

Существенным отличием этой книги от аналогов в том, что она отвечает на глобальные вопросы:
Кто виноват в беспорядке? Откуда и почему берётся хлам? И что делать, чтобы его не было?
Жизнь без вещей: как освободить дом и сердце: Сознательное потребление
Подход Юкико Канэко абсолютно лишен ультимативности. У Вас 100500 мелочей разбросано по всему дому, но Вам они не мешают? Вот и отлично, значит, Вам ничего менять и не нужно. Госпожа Канэко практически после каждого пункта оговаривается «если у Вас также, но Вас это устраивает — не берите в голову мои советы». Я для краткости пропущу в дальнейшем эти оговорки, просто помните, что в этой книге никому не раздают приказов что делать и как жить, только предлагают вместе подумать.

5 причин захламления от Канэко Юкико


Канэко Юкико выделяет причины, кроющиеся в особенностях характера конкретного человека, и причины более глобального вида. Начнём, пожалуй, со вторых.
жизнь без вещей: Сознательное потребление
1. Мы стали богаче, а вещи — дешевле.

Много ли мелочей было у поколения наших бабушек? Замечание, верное столь же для нас, сколько для Японии: раньше абсолютная масса населения просто не обладала тем количеством вещей, которое есть у нас. Даже совсем небогатая женщина в наши дни может себе позволить покупать в год Х трикотажных футболок, Y летних платьев и Z домашних тапочек. Мы имеем возможность приобретать канцелярию, посуду, всевозможные рамки для фотографий, свечки и прочую сувенирную продукцию в невероятных масштабах. Для наших бабушек просто не существовало вопроса, купить или не купить салфетки для протирания микроволновки, радужные цветовыделители текста или десятые туфли. Но мы ещё несём в себе установки старших поколений, для которых обилие вещей по вполне объективным причинам ассоциировалось с богатством и комфортной жизнью в достатке. А не купить лишнего = признать себя обделенным финансово, каким-то образом ущемлённым, неполноценным.
• Что же я, совсем нищая что ли, ничего не купить на лето?
• Зачем мы так далеко тащились, бензин жгли, надо хоть что-нибудь взять.
• Ну и пусть фигня, триста рублей всего — не понравится, выкину.

Хотя на самом деле мир давно изменился, и заваленные игрушками, карандашами, бумажками и непонятной ерундой ящики стола никак не характеризуют Вашу жизнь как богатую или комфортную. Наоборот, зачастую из-за обилия лишних вещей наша повседневная жизнь комфорта лишается: раздражает вечный беспорядок, убираться трудно и неприятно, нужные вещи тяжело быстро найти.

2. Мы охотнее тратим деньги, чем время и силы.

Второе вытекает из первого, в мире легкодоступных недорогих предметов нам куда проще купить ещё одну вещь, чем приложить сколько-то труда на альтернативное решение проблемы. Отсюда появляются в наших квартирах специальные чистилки для кукурузы и выжималки сока из лимонов. Наши бабушки меняли внешний вид одного и того же платья, пришивая к нему разные воротнички, надевая пояски и прикалывая броши. Скажите честно, кто из нас готов сегодня так заморачиваться? Мы просто пойдем и купим новое платье. Или два. Или три.

3. Мы потеряли мир большой семьи, соседей и друзей.

В современном мире уменьшается количество социальных связей человека. И пропорционально этому возрастает его потребность в вещах. Юкико Канэко пишет о том, что -дцать лет назад в Японии при рождении ребенка не нужно было покупать кроватку, коляску, гору распашонок и погремушек, многое отдавали родственницы, соседки, подруги, соседки и подруги родственников и т.п. Если в одном доме на улице был телевизор, то к этому человеку вечером на посиделки у телевизора приходила вся улица. Да и споров на тему, что смотреть, не было — каналов-то раз, два и обчёлся. Если, например, раз в полгода понадобилась швейная машинка или ручная пила, не нужно было покупать, всегда было у кого одолжить. Мир вокруг нас и мы сами разительно изменились.
Вам это ничего не напоминает?


Ещё один интересный момент, отмеченный автором: госпожа Канэко размышляет на тему того, как доступность вещей отражается на социальных отношениях. Нам зачастую проще купить внезапно понадобившийся предмет, чем идти к соседям/друзьям, просить, чувствовать себя обязанным. А подобные практические поводы для контактов всегда составляли значительную часть поводов встретиться и пообщаться, неудивительно, что мир, заполненный вещами, теряет связи между людьми.

4. Существуют объективные национальные и культурные особенности, способствующие увеличению количества предметов в доме. 

Юкико Канэко выделяет три таких особенности для японского быта:
• наличие элементов традиционной культуры (кимоно в шкафу, куклы хина для Дня девочек, буддистские алтари и т.д.)

• параллельное существование предметов японского и европейского быта, самый простой пример — столовые приборы. Среднестатистическая японская имеет и палочки, и держатели для палочек, и ложки-вилки-ножи.

• чётко выраженная смена сезонов и наличие холодного времени года. Большая разница между одеждой на лето и зиму увеличивает количество элементарно необходимых предметов одежды. И не забудем ещё про теплые одеяла, обогреватели на зиму и вентиляторы на лето.

Последнее для нас ой-ой-ой, как актуально! Японки и не подозревают, чем осеннее пальто отличается от пальто зимнего, пуховика и шубы, да и наличие зимних и осенних сапог их тоже удивило бы. А многочисленные шапки, шарфы, перчатки и варежки? В этом плане у нас причин иметь много вещей ещё больше, чем у японок))

Холодное время года и особенности ведения сельского хозяйства дарят нам еще одну культурную особенность: консервирование продуктов на зиму. Для приготовления вареньев-соленьев мы используем огромное количество предметов, от гигантских кастрюль до крышкозакатывающих машинок. А потом эти предметы, а также банки с наваренным и насоленным нужно где-то хранить.


Специфических именно культурных предметов у нас гораздо меньше, однако же, если подумать, тоже найдутся. У меня в комоде лежит энное количество подаренных икон, как человеку неверующему необходимости в них нет вообще никакой, желания украсить ими дом тоже. А вот выбросить не могу. Рука не поднимается. Культурный код не позволяет.
5. Грань между шопингом как удовольствием и шопингом как проблемой довольно тонка.  Юкико Канэко, в принципе, очень положительно отзывается о шопинге и потребности человека покупать. Лично меня это очень удивило, обычно авторы, призывающие избавиться от ненужных вещей, наоборот, клеймят страсть к приобретению последними словами.

Госпожа Канэко считает удовольствие от шопинга естественным и даже полезным для человека.
1. Покупка новой вещи — это направление мысли в будущее, формирование позитивных эмоций, предвкушение удовольствия от использования вещи.

2. Это значимая часть планирования будущего: когда мы выбираем свой образ жизни и занятия, мы обязательно покупаем предметы, соответствующие этому образу жизни и занятиям и необходимые для них.

3. Особое удовольствие доставляет покупка товаров для дома. Госпожа Канэко считает нормальным и правильным стремление человека улучшить свой дом, качество повседневной жизни в этом доме, стремление сделать свое жилище более уютным, красивым, приносящим радость.

Проблемы начинаются в тот момент, когда ожидание удовольствия от использования вещи не совпадает с реальностью. Точнее, когда в реальности мы не пользуемся купленной вещью и не получаем запланированного удовольствия. Вещи занимает пространство в доме и не приносит радости, наоборот, попавшись на глаза, вызывает легкое раздражение. Мы потратили свои , деньги и время, а взамен не получили радости. Неудачные покупки случаются у всех, но если в Вашей жизни наблюдается регулярный дисбаланс между тратой ресурсов и получением отдачи, это повод задуматься над проблемой.

Когда естественное стремление к лучшей жизни перерастает в шопоголизм?


Юкико Канэко считает, что основная причина шопоголизма — это не скука, не глупость и не плохой характер. Это ощущение недостатка контроля над собственной жизнью. Когда человек чувствует себя загнанным в тупик в какой-то важной для него сфере, когда он чувствует, что живёт совершенно не так, как хотелось бы, он пытается справиться с этим чувством, «выровняв счёт», направив свою энергию в том направлении, где он может решать сам. И легкодоступный мир шопинга с удовольствием берет на себя эту роль.
жизнь без вещей: Сознательное потребление
Способность самому выбрать понравившийся товар и приобрести его по собственному желанию и выбору — одна из ключевых составляющих удовольствия от процесса покупок. И когда для человека важна именно эта составляющая, он игнорирует прочие, такие как удовольствие от удачной покупки, от сипользования вещи, челочек начинает покупать прост оради того, чтобы покупать. И если вдруг Вы подумали, что Вы сами или кто-то из Ваших близких страдает шопоголизмом — это повод поразмыслить над тем, что же не в порядке в жизни этого человека, где он ощущает себя слабым, уязвимым, не контролирующим ситуацию.

По материалам: Nikkori
  • +4

  • 0
  • 7352

Комментариев нет