Главная -> Блоги -> С праздником Ивана Купалы!
  • ,

С праздником Ивана Купалы!

Православный праздник Ивана Купала в 2013 году пришелся на ночь с субботы на воскресенье (с 6 на 7 июля)и в славянской ознаменовал своеобразную кульминацию летних событий в народной жизни.

Славянские традиции: Ивана Купалы славяне праздник традиции

Иван Купала (иванова ночь, иванов день) — один из центральных праздников славянского календаря, совпадающий с Рождеством Иоанна Крестителя. Купальские обряды, совершаемые в «ночь накануне Ивана Купалы», представляют сложный обрядовый комплекс, включающий: сбор трав и цветов, плетение венков, украшение зеленью построек, разжигание костров, сжигание чучела, перепрыгивание через костер или через букеты зелени, обливание водой, гадания, выслеживание ведьмы, т.н. всевозможные бесчинства.

В день Ивана Купала старались исцеляться росой. Для этого нужно пораньше встать и пройтись босиком по целебной купальской росе. В этот день у наших предков проходил массовый сбор целебных трав.

Славянские традиции: Ивана Купалы славяне праздник традиции

Символика:
Купайла — с самых старинных времен известен у славян как праздник Солнца, зрелости лета и зеленого покоса. Люди опоясывались вязанками из цветов, на голову плели венки из трав. Водили хороводы, пели песни. Старики, трением сухих палочек добывали «живой огонь», разводили костры, в середину которых ставили шест с укрепленным на нем горящим колесом — символом солнца. Купальские праздники совершались во времена язычества в честь Бога Солнца, супругой которого была светоносная Заряда, красная девица.

Древнеязыческий праздник Ивана Купала в честь солнца отмечают в день Летнего солнцестояния, но в православной традиции (по старому стилю) он приходится на 6-7 июля.

Иван Купала (Купало) — один из самых поэтических праздников славянского обрядового комплекса, образованный путем слияния христианских и языческих традиций.
  • +6

  • 0
  • 7848

3 комментария

VicZZZ
24 июня Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят из глины. «Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный орган) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы. Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина). Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки – плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться. Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя. Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво — обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют. На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов. Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.

и кстати: Иван здесь как бы не причём ибо праздновали день летнего Солнцестояния — Купайло(Коляда, Ярило, Купайло, Свентовид)
market-21
Я конечно извиняюсь, но Купала — это Купала, а Иван — это Иван. У них как-то мало чего общего. Есть праздник Купала, но вот Иван Купала — это современные выдумки заинтересованных людей…
kleinklon
А я на масленицу 2013 блины пёк на костре на окраине городе. преглашаю всех жилающих на следующую.

Думаю нужно совмещать всё таки общественно принятые праздники и забытые. Я для себя выбрал тихонько не
шокирую общественность праздновать всё 4 праздника солнца: 2 солнцестояния и 2 равноденствия.

Колядовать с самим собой не интересно, но потихоньку может всё и наладится. Любой намёк на самостоятельные действия в «обычном» обществе вызывает какую то истерию. Поэтому заву зесь вот так вот сразу в гости…

Да, а послесловие тоже. Не очень понятно где, что и как жать, что бы опубликоваться.