Главная -> Блоги -> Русский свадебный наряд: смысл в деталях
  • ,

Русский свадебный наряд: смысл в деталях

«Ты не шей мне, матушка, красный сарафан», — так могла говорить девушка, не желающая идти замуж за нелюбимого, т. к. красный сарафан полагалось шить невесте перед свадьбой. Для того, чтобы понимать современную моду, которая пришла на смену исконным традициям, давайте попытаемся разобраться, что же символизировал на Руси традиционный свадебный наряд.

Блог им. Asya: Русский свадебный наряд: смысл в деталях

История русского свадебного наряда начинается с послереволюционного времени, до этого периода свадебный наряд на Руси назывался подвенечным.Традиционным для невест на Руси являлся красный сарафан, а традиция выходить замуж в белом пришла из Европы (во времена правления Петра I).

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине 17 века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.Вторая версия. Немного раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне.

На Руси же даже в конце 19 века почти повсеместно был распространен русский народный свадебный костюм, который переливался всеми оттенками красного.На венчание девушка шла в «траурных», печальных и скромных одеждах, так как она расставалась со своей девичьей жизнью. В некоторых регионах девушки шли под венец в одежде черного цвета и такой же фате.

После венчания невеста переодевалась в праздничные и нарядные одеяния красных оттенков. Красный цвет символизировал радость и начало новой жизни.

Подвенечный наряд для невесты, в основном, состоял из комплекса одежд с сарафаном. Свадебный сарафан русской невесты был настоящим произведением искусства — ведь он демонстрировал мастерство рукоделия будущей хозяйки и материальную обеспеченность ее семьи. Часто подвенечные наряды передавались из поколения в поколение и служили частью приданого невесты. Сарафаны искусно вышивались золотыми нитками, украшались бисером и тесьмой и отделывались золотым и серебряным шитьем. Неудивительно, что свадебный наряд на Руси для знатных невест отличался особенным богатством и роскошью. Шился он из парчи, и оборачивался дорогими мехами и жемчугом. Нередко вес таких нарядов доходил до 15 кг. Поверх сарафана в некоторых губерниях было принято одевать еще короткий широкий жакет. Он также богато отделывался вышивкой, позументами и канителью. Частью свадебного наряда являлась венчальная рубаха, рукава которой, в зависимости от местности, могли быть пышными, сужающимися к низу, или длинными, с боковыми прорезями. Такие рукава назывались «плакательными», и выполняли «защитную» функцию. Считалось, что жених и невеста не должны во время свадьбы касаться друг друга голыми руками.Под сарафан невеста надевала большое количество нижних юбок, которые визуально делали ее фигуру более пышной, а также служили нижним бельем.

Украшением головы невесты в древности являлся венок, сплетенный из полевых цветов. Позднее появились головные уборы, служившие интерпретацией венку — ленты, обручи, охватывающие область лбы и закрепленные на затылке. Головной убор также богато украшался. Волосы могли быть распущенными, либо заплетенными в одну косу. Вуаль, фата для невесты не только украшение, но и защита от злых духов, нечистой силы. («Защитную» функцию играли и многие ритуалы — например, перенесение невесты через порог (где обитает злая сила) на руках жениха, а также «шумовое» оформление свадебной процессии: поздравительные выкрики, пение, фейерверк или даже выстрелы из ружья).

Сразу после венчания прическа невесты менялась на две заплетенные косы, которые оборачивались вокруг головы. Голова обязательно покрывалась женским головным убором — кокошником, повойником, сорокой, или другим видом головного убора.

Любопытной деталью мужского свадебного костюма являлся платок. Во время сватанья невеста передавала своему суженному в подарок шелковый или ситцевый платок через сваху. С этого момента весь предсвадебный период, вплоть до венчания, жених не расставался с подарком, который носил в качестве украшения на шее, либо в кармане одежды так, чтобы его краешек выглядывал наружу.
  • +4

  • 1
  • 10754

8 комментариев

balu
  • balu
  • +2
Я только за, за то, что бы женщины замуж выходили в сарафанах сшитыми их матерями. Не пришлось бы тратить безумные деньги на белые свадебные платья.
Natysik
Ну тут дело не только в цене. Мать которая шила сарафан для дочери благословляла её, а благословение от матери имеет большую силу и помогает человеку в жизненных трудностях. Кроме того, одежда сшитая своими руками выполняет функции оберега. Нам бы научиться делать себе обереги.
akellaviptitan
Согласна с вашим мнением. В наше время люди совсем позабыли о традициях. Современная молодежь даже не задумывается о том, как отреагируют родители, принимая неправильные решения.
комментарий был удален
old_gardener
Замечательный обзор. Лично мне больше нравяться цветные наряды. Не пестрые, а именно цветные. Есть в нас восточные корни, есть…
Natysik
Восточные корни??????????????????? Это Вы о чем?????????????????????
afaja
Очень жаль, что моя свадьба уже прошла. И я выходила замуж в белом платье. После прочтения этой статьи мне захотелось вернуть время назад, и в день свадьбы надеть красный сарафан!
Natysik
Можно устроить себе еще одну свадьбу, а заодно и еще один медовый месяц;)