Главная -> Блоги -> История славянской семьи: от родовой общины до "ячейки общества"
  • ,

История славянской семьи: от родовой общины до "ячейки общества"

Даже для современного человека, связанного с совершенно чужими людьми самыми разными социальными связями– дружественными, деловыми, финансовыми и многими другими, родство имеет особое значение. Хотя безусловно мы, с точки зрения древних людей, почти сироты: ведь мало кто может вспомнить свою родню дальше, чем за пару поколений, да и общаемся мы чаще всего лишь с двоюродными — троюродными родственниками.

Конечно же в древние времена ситуация была принципиально иной. В начале нашей эры поселения славян состояли из одной большой семьи. Как правило, наши предки выбирали красивый солнечный склон на берегу реки или озера в дебрях нехоженого леса и строили там общинный . Этот дом, имевший приличную площадь порядка пятисот квадратных метров, служил одновременно и жильем для всех членов рода (а было их примерно пятьдесят – шестьдесят человек), и хлевом, и складом, и мастерской.

Блог им. Asya: История славянской семьи: от родовой общины до ячейки общества

Огораживали его редко, вполне хватало защиты труднопроходимого леса и болот. Да и кочевали редко. Любой род находился на полном самообеспечении: выращивал себе пищу, изготавливал посуду, одежду, обувь, орудия труда. Торговать такой «экономической единице» было особо нечем, да и, в общем-то, не зачем – все необходимое было, а о существовании чего-то другого просто не знали.

Даже браки в самые древние времена заключали внутри большой семьи, опасаясь всех чужих и не желая отдавать на сторону своих мастериц и охотников (хотя с высоты современного социального опыта, такая практика кажется спорной). Но, вполне понятно, что именно это положение изменилось в первую очередь: женихов и невест начали искать в других селениях, за лесами и болотами, а порой и в других племенах.

Постепенно значение индивидуальных семей в роду возрастало, поэтому они стали покидать общинный дом, строя поблизости собственное жилье и заводя отдельное хозяйство. Так что, в конце концов, общинный дом перестал быть общим домом большой семьи, оставаясь лишь местом собраний и совместных работ.

К концу первого тысячелетия замкнутость родовых поселений постепенно ослабела: кто-то покидал его, уходя осваивать новые земли, кто-то наоборот приходил со стороны, и постепенно «родовая община» превратилась в «соседскую».

Параллельно происходило постепенное расслоение общества на богатых и бедных, а значит, возникла необходимость в защите от соседей. Поселения начали огораживать, а где-то наоборот, строить крепости, охраняемые профессиональными воинами, под защитой которых образовывались новые поселения.

На первый взгляд, с исчезновением родовых поселений род перестал быть определяющим фактором в жизни человека, однако он никуда не исчез, и еще очень долго именно большая диктовала каждому своему члену, что тот должен делать.
Большая семья, из которой и состоял род, представляла собой единый коллектив, и вырвать человека из него могли лишь чрезвычайные обстоятельства. Смерти, к примеру, это было не под силу – ведь умершие предки оставались рядом с живыми, защищая и охраняя их, и именно к ним обращались в случае нужды в первую очередь. Кстати, всем знакомое «Чур, меня!» — это всего лишь исказившееся за века обращение к пращурам: «Щур, защити меня!».

По древним традициям род нес за каждого человека коллективную ответственность. Это проявлялось не только в том, что родня первой спешила на помощь родственникам, попавшим в беду или затеявшим большие работы. За провинившегося человека тоже отвечала вся большая семья.

Но это не отменяет того, что все люди разные, а потому для кого-то эта надежная крепость становилась тюрьмой. И, пожалуй, первым противоречием между желаниями конкретного человека и рода в целом, был брак.

Брак в славянской традиции

Блог им. Asya: История славянской семьи: от родовой общины до ячейки общества

Сейчас, когда люди собираются вступать в брак, как-то само собой подразумевается, что они любят друг друга. Даже если это в действительности не так, и причины для брака совсем иные, они обычно замалчиваются, хотя бы прикрываясь любовью. Да и знакомство будущих супругов до брака в наше время подразумевается само собой.

Иначе обстояли дела в древние времена. Вспомним, что род жил очень обособлено, а после того, как браки перестали заключать внутри большой семьи, появилось железное правило: не женятся на тех, с кем вместе едят, ведь все молодые люди, сидящие за одни столом, автоматически считались братьями и сестрами. Реальная родственность крови в этом случае играла менее важную роль, да и случалось такое нечасто в силу все той же обособленной жизни.

Так что когда один род принимал решение породниться с другим родом, мнения конкретных молодых людей на этот вопрос никто не спрашивал. Мало того, вздумай кто-нибудь из них выступить с заявлением «я его не люблю» и жениться или замуж выходить не буду, родственники посмотрели бы на него весьма косо, а могли и выгнать за непослушание. Так что за любовь в то время платили дорого: либо жизнью, либо изгнанием.

Подобное пренебрежение интересами большой семьи в древние времена сурово осуждалось, а мечты о великой любви не признавались окружающими достойными сочувствия. И все же песни, сказания и легенды сохранили до наших дней истории именно о тех, кто пошел наперекор общему правилу.

Однако большинство вполне охотно покорялось требованию общественной морали, радуясь что «все будет как у людей». «Стерпится – слюбится», говорила народная мудрость. И действительно, после свадьбы люди чаще всего привыкали другу к другу и не чаяли лучшей доли. Даже имея возможность выбора, молодые нередко руководствовались другой пословицей «Женятся ради щей, замуж идут ради мяса». Так что в первую очередь оценивались домовитость и , все остальные качества считались менее важными.

И все же, с усилением роли малой семьи, возрастало и значение любви, как «уважительного» мотива для вступления в брак.

Но все же, молодые крайне редко сговаривались сами, сватала их все равно семья, и девушке оставалось лишь окольными путями выяснять, тот ли посватался, с кем миловались. Недаром столь популярны были девичьи гаданья о «суженом» — ведь инициатором брака чаще выступал род жениха, а девушке, которая и видела своего будущего мужа до свадьбы далеко не всегда, только и оставалось, что гадать.

Стоит отметить, что подобные правила заключения брака были приняты у всех народов и существовали довольно долго, а в знатных и, особенно, правящих домах сохранялись до недавнего времени. Все представляют себе, что такое династический брак, когда спутницу жизни наследнику престола подыскивают исходя из государственных интересов, а вовсе не личных склонностей.

Такова история эволюции славянской семьи, в которой традиционные ценности были залогом продолжения рода и семьи.
  • 0

  • 0
  • 3130

Комментариев нет